Всемирный день безопасности пациентов 2025

10 сентября 2025 г., среда

Всемирный день безопасности пациентов 2025

Безопасность пациентов – это основополагающий принцип оказания медицинской помощи.

Каждый вид, форма и условия оказания медицинской помощи сопровождаются определенными рисками для пациентов.

Для повышения безопасности пациентов необходимы комплексные решения в рамках системы здравоохранения – широкий спектр мероприятий по улучшению организации деятельности, в том числе, вовлечение пациентов и лиц, осуществляющих уход для обеспечения безопасного оказания медицинской помощи.

Безопасность медицинской деятельности – это отсутствие предотвратимого вреда, рисков его возникновения и (или) степень снижения допустимого вреда жизни и здоровью граждан, медицинских и фармацевтических работников, окружающей среде при осуществлении медицинской деятельности.

Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения, Всемирная ассамблея здравоохранения в рамках 72-ой сессии 25 мая 2019 года приняла резолюцию WHA72.6 «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов» и объявила 17 сентября Всемирным днем безопасности пациентов.

Глобальная Цель Всемирного дня безопасности пациентов – повышение глобальной осведомленности о безопасности пациентов и поощрение международной солидарности в действиях, направленных на повышение безопасности пациентов и снижение вреда для пациентов во всем мире, как профессионального сообщества, так и самих пациентов, их родственников, различных организаций, представляющих интересы пациентов.

В 2025 г. для Всемирного дня безопасности пациентов выбрана тема «Безопасная помощь каждому новорожденному и каждому ребенку», потому что Единичный инцидент в сфере безопасности педиатрической помощи может повлечь за собой пожизненные негативные последствия для здоровья и развития ребенка.

Задачи Всемирного дня безопасности пациентов 2025 г.:

  1. Повысить осведомленность мирового сообщества о рисках, связанных с оказанием педиатрической и неонатальной помощи в различных условиях, обратив внимание на особые потребности детей, их родителей и ухаживающих за детьми лиц.
  2. Побудить правительства, организации сферы здравоохранения, профессиональные органы и гражданское общество осуществлять долгосрочные стратегии повышения безопасности помощи, оказываемой новорожденным и детям, в рамках более широких инициатив по обеспечению безопасного и качественного обслуживания пациентов.
  3. Повысить роль родителей, воспитателей и самих детей в обеспечении безопасности пациентов путем расширения просветительской и информационной работы и содействия активному участию населения в процессе оказания помощи.
  4. Напомнить о необходимости активизации научных исследований по проблематике безопасности пациентов при оказании педиатрической и неонатальной помощи.

Тезисы Всемирного дня безопасности пациентов 2025 г.:

  1. Дети – не маленькие взрослые. Они нуждаются в индивидуализированной и безопасной медицинской помощи. Дети нуждаются в уходе и медицинской помощи, которые соответствуют их возрасту, весу, стадии развития, медицинским потребностям, способности коммуницировать и специфическим условиям.
  2. Безопасность превыше всего, всегда и в любом медицинском учреждении. Дети подвергаются наибольшему риску при проведении интенсивной терапии и сложных медицинских вмешательств. Их защита от небезопасного оказания медицинской помощи должна быть приоритетом.
  3. Наиболее распространенные причины вреда при оказании медицинской помощи хорошо известны. К ним относятся ошибки при назначении лекарств и постановке диагноза, инфекции, полученные во время лечения, проблемы с медицинским оборудованием, таким как трубки катетеров или мониторы пациентов, а также пропущенные признаки ухудшения состояния ребенка.
  4. Безопасность медицинской помощи зависит от наличия надежных систем и командной работы. Залогом безопасности детей является наличие эффективных и надежных систем, предоставление медицинскому персоналу необходимой поддержки и вовлеченность в процесс со стороны родителей и опекунов. Голос каждого имеет значение.

Для информационной кампании был выбран следующий лозунг: «Безопасность пациентов – с самого начала!». Ведь каждый ребенок имеет право на безопасное и качественное медицинское обслуживание с самых первых дней жизни. Однако, ввиду быстрого роста, постоянно меняющихся потребностей в сфере охраны здоровья и особенностей заболеваемости, новорожденные и дети раннего возраста подвержены повышенному риску. Они зависят от взрослых, которые являются выразителями их потребностей и принимают касающиеся их решения. В зависимости от семейного социально-экономического статуса дети могут сталкиваться с дополнительными проблемами, например с отсутствием возможности получения необходимой медицинской помощи. В силу этих факторов дети в большей степени подвержены риску вреда при оказании медицинской помощи, если она не адаптирована с учетом их возраста, роста/массы тела, состояния здоровья и индивидуальных условий.

Все участники системы здравоохранения стремятся к оказанию качественной и безопасной медицинской помощи, и тем не менее, по данным Всемирной организации здравоохранения:

  • примерно каждому десятому пациенту в процессе оказания медицинской помощи причиняется вред, а небезопасное оказание медицинской помощи ежегодно становится причиной более 3 млн случаев смерти;
  • в 50% случаев причинения вреда (один случай на 20 пациентов), в половине таких случаев ущерб здоровью вызван неправильной диагностикой и, как следствие, назначением лекарственных препаратов;
  • во всем мире при оказании первичной и амбулаторной медицинской помощи вред причиняется 4 из 10 пациентов, при этом до 80% таких случаев можно предотвратить;
  • выделение ресурсов для принятия мер, помогающих сократить масштабы причинения вреда пациентам, способствует значительной экономии средств и, что еще важнее, улучшению исходов болезней;
  • нанесение вреда пациентам может ограничивать мировой экономический рост;
  • несоблюдение правил безопасности при оказании хирургической помощи является причиной осложнений почти у 25% пациентов;
  • в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 15% всех расходов и рабочей нагрузки в больницах являются прямым следствием нежелательных событий;

О проблемах в сфере обеспечения качественной и безопасной медицинской помощи свидетельствуют обращения граждан, поступившие в адрес Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, темой большинства из которых являются вопросы качества и безопасности медицинской деятельности.

 

В 2024 году в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения поступило 186835 обращений граждан и организаций, из них в центральный аппарат – 101673, в территориальные органы Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации – 85162.

Основным направлением контрольной и надзорной деятельности Росздравнадзора является федеральный государственный контроль (надзор) качества и безопасности медицинской деятельности. В 2024 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности проведено 1 527 проверок, в 1198 из которых (78,5% от общего количества проверок) выявлено 7 097 нарушений.

В 2024 году продолжалось развитие контрольно-надзорной деятельности, реализуемой Росздравнадзором, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны здоровья. Так, в 2024 году проведено 26129 профилактических мероприятий, в том числе объявлено 21655 (82,9%) предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, совершено 4474 (17,1%) профилактических визита. Кроме того, проведено 2102 контрольных (надзорных) мероприятия, выявлено 17666 нарушений обязательных требований.

В целях снижения административных барьеров для пациентов и медицинских организаций ведется обеспечение максимальной открытости результатов деятельности: результаты контрольных мероприятий размещаются на официальном сайте Росздравнадзора в сети Интернет и Едином реестре контрольных и надзорных мероприятий. В открытом доступе также размещаются ответы на часто задаваемые вопросы, ежегодно размещаются в профилактических целях результаты анализа правоприменительной практики Росздравнадзора.

В работе по недопущению снижения ожидаемой продолжительности жизни граждан основные усилия Росздравнадзора были сосредоточены на контроле за сохранением ресурсов здравоохранения для оказания амбулаторной помощи на дому пациентам с хроническими заболеваниями, пожилым и маломобильным гражданам, организацией доставки им необходимых лекарственных препаратов медицинскими и социальными работниками, а также волонтерами. Это позволило минимизировать необходимость посещения данными категориями пациентов медицинских и аптечных организаций в период пандемии и, как следствие, профилактировать их инфицирование возбудителем новой коронавирусной инфекции.

Обеспечение максимального уровня безопасности здравоохранения – актуальная задача национального масштаба, для решения которой требуется объединение усилий всех заинтересованных сторон, включая государственные, ведомственные, общественные (в том числе пациентские) организации.

В сентябре 2025 года Минздравом России совместно с Росздравнадзором и при взаимодействии с представительством ВОЗ в России запланированы мероприятия, посвященные Всемирному дню безопасности пациентов:

  • интерактивный опрос для пациентов и медицинских работников по актуальным вопросам безопасности пациентов, цель которого – анализ осведомленности о приоритетных вопросах, связанных с безопасностью при получении и предоставлении медицинской помощи;
  • проведение тематических пресс-конференций и брифингов по вопросам безопасности пациентов с участием представителей ВОЗ в Российской Федерации, представителей Минздрава России, Росздравнадзора, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также ведущих медицинских, научных и образовательных организаций в сфере здравоохранения и профессиональных медицинских сообществ;
  • проведение тематических мероприятий, посвященных Всемирному дню безопасности пациентов: интерактивных мастер-классов, лекций, тематических встреч, «дней открытых дверей» и иных мероприятий, включая инициативы по привлечению внимания пациентов и их родственников к вопросам диагностики и важности соблюдения требований по подготовке к диагностическим исследованиям.
  • проведение Всероссийской олимпиады по безопасности в здравоохранении – для выявления уровня компетенций в различных направлениях безопасности медицинской деятельности.
  • проведение Всероссийского конкурса «Лидер качества в здравоохранении» – для команд специалистов в сфере здравоохранения, реализовавших успешные проекты, направленные на улучшение качества и безопасности медицинской деятельности.

Выражаем уверенность, что Всемирный день безопасности пациентов привлечет внимание общественности к вопросам обеспечения безопасности, стимулирует совместную работу всех заинтересованных сторон и послужит основой для разработки программ по улучшению безопасности и качества жизни и здоровья граждан в Российской Федерации.

По всем вопросам, связанным с подготовкой и сопровождением мероприятий, посвященных Всемирному дню безопасности пациентов, рекомендуем обращаться в контакт-центр ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора по телефону +7(495)980-29-35 (доб. 139) или электронной почте info@nqi-russia.ru.

Информационные и методические материалы представлены на сайте ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора в разделе «Всемирный день безопасности пациентов».

Предлагаем также делиться информацией о наиболее эффективных подходах к организации и проведению диагностических исследованиях в целях обеспечения безопасности пациентов, а также информацией о лучших практиках, касающихся обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности, заполнив форму на нашем сайте в разделе «Банк лучших практик».

 

Брошюра Для детей

Брошюра Для мед. работников

Брошюра Для родителей

Информационная справка

Методические рекомендации

Постер ДБ

Презентация для медицинских работников

Презентация для пациентов

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International